linlobariov (linlobariov) wrote,
linlobariov
linlobariov

Category:

Статья полуторагодовой давности про самиздат - 2

Современный самиздат, или Как самому издать книгу
и при этом не чувствовать себя идиотом


(Начало - здесь: http://lin-lobariov.livejournal.com/575797.html)

Часть вторая, практическая


5. Технология Print-on-Demand как примета наступления рая на земле



Еще десять лет назад одной из самых больших проблем самиздата была неподходящая технологическая база. Тираж диктовался не потребностями аудитории, а возможностями типографии. Размножать издание можно было вручную на ксероксе (с трудом доводя тираж до сотни экземпляров), либо заказывать на стороне. Чаще всего минимальным тиражом, за который типография бралась, была тысяча.

Далеко не все, что выходит в самиздате можно в принципе распродать таким тиражом (ведь самиздат зачастую работает с нишевыми текстами, а ниша может быть и малочисленной). Но даже если потенциальная аудитория есть, далеко не всякий самиздатчик в состоянии самостоятельно распространить такой тираж. Все-таки это требует совершенно отдельных умений и навыков.

В итоге сплошь и рядом встречается ситуация, когда издатель печатает тысячу и, продав сто штук на презентации и раздарив еще сто друзьям и знакомым, остается с остальными восемью сотнями на долгие годы.

Технология, которая открыла для самиздата новые горизонты, называется Print-on-Demand. То есть "печать по требованию". Это небольшая производственная линия, способная "собирать" книги действительно по одной. В идеальном варианте такой способ печати предполагает, что книга изготавливается в тот момент, когда на нее уже появился покупатель - в одном экземпляре, специально для этого покупателя.

Для издателя это ситуация близка к райской. Нет ни первоначальных вложений в тираж, ни складских расходов, ни зависимости от оптовиков, ни головной боли по утилизации нераспроданных остатков...

В реальности все пока что не так радужно. Действительно в последние годы появились цифровые типографии, работающие с малыми тиражами. И там действительно можно напечатать книгу любым тиражом, от одной штуки. Но пропорция "тираж - стоимость экземпляра" все-таки сохраняется. Если напечатать действительно одну штуку, то она выйдет золотой.

Но! Уже тираж в 50-100 штук дает совершенно вменяемую стоимость экземпляра. Да и качество книги можно делать "как у больших": твердый переплет, ляссе, хоть тонированный обрез.

Эта схема открывает сразу целый букет интересных возможностей.

Во-первых, издатель получает возможность оперировать малыми партиями книги. Скажем, заказывать по сто штучек. И книга сразу начинает окупать сама себя: ведь вторые сто экземпляров будут заказываться только тогда, когда разойдутся первые сто – и соответственно на вырученные от них деньги.

Кроме того, при каждом следующем тираже в макет можно вносить мелкие правки, скажем, корректорские. Этот процесс бесконечен, зато где-то в перспективе у вас получится идеально вычитанный макет.

И еще - ваша книга никогда не исчезнет «с прилавков» - ведь вы сможете допечатывать ее столько раз, сколько будет нужно. Заказать у вас книгу читатель сможет хоть сейчас, хоть через десять лет, главное, чтобы с вами самим ничего плохого не случилось. Ну и чтобы читатель не перевелся.

В перспективе это идеальный механизм регулирования тиражей, ведь помимо того, что тираж никогда не кончится, будет сведено к минимуму число экземпляров, попавших в случайные руки.


ESPRESSO BOOK MACHINE. Такой станочек включает в себя полный цикл изготовления книги


6. Простые вещи



Итак, несмотря на вышеописанные сложности, вы все-таки хотите что-то издать. Самое время спросить себя: нахрена?

Самый простой вариант - вы хотите сделать книжку для своей компании, такой "объединяющий символ для членов закрытого клуба", и никто кроме этой компании вас не волнует. В этом случае все равно, как будет выглядеть книга, свою задачу она выполнит. То есть она может быть сколь угодно крутой, но может быть и сколь угодно непритязательной.

К этой же категории относятся книги, которые издают сами авторы, чтобы раздаривать друзьям и лично продавать на мероприятиях.

Другой вариант, гораздо более сложный, когда у вас есть текст - которым вы хотите поделиться с как можно большим количеством народу. Вы считаете, что Такой Текст Должен Быть Издан, Потому Что Это Настоящая Литература! Тогда важно, как будет выглядеть книга, как она будет восприниматься посторонним человеком в ряду других незнакомых ему книг. То есть тут вам надо ни много ни мало переиграть дизайнеров и маркетологов крупных издательств.

Итак, рассматриваем ситуацию, когда ваша задача - создать нормальную книгу и главное - дать ей долгую полноценную жизнь. Надеюсь, я уже смог убедить вас, что книга не должна быть похожа на распечатку текстового файла.

Подача книги в каждом случае должна быть индивидуальной. Но есть несколько общих моментов.

То, как будет выглядеть ваша книга зависит от двух вещей: что вы сдадите в типографию и как типография с этим обойдется. И если второе можно только контролировать, то первое полностью зависит от вас.

Традиционно в самиздате уделяется очень мало внимания верстке. Большая часть книг - это тупо залитый в ворде текст, кое-как размеченный по страницам. А между тем верстка - это, ни много ни мало, наука о графическом восприятии текста. Настроение, которое создает текст, очень во многом зависит от верстки. Важно буквально всё. Размер и начертание шрифта, пропорции страницы и размер полей, выравнивание абзацев... Есть прямая зависимость между размером шрифта - и длиной строки, межстрочным интервалом и абзацным отступом. Все это параметры, непосредственно влияющие на комфортность восприятия текста. Это вполне точная наука, подтвержденная множеством практических исследований. Конечно, прочитать и воспринять можно любой текст. Более того, человек чаще всего не осознаёт, комфортно ли ему читать. И все же, особенно при беглом взгляде, верстка в очень большой степени определяет впечатление от книги. То, что было приемлемо во времена, когда самиздат печатали на машинке под копирку, сейчас, при компьютерной подготовке, уже непростительно.

В рамках этой статьи невозможно сколько-нибудь подробно изложить даже основные правила верстки, просто знайте, что такой момент при подготовке книги есть и его надо учитывать.

Иллюстрации и графические элементы страницы должны быть выполнены в соответствии с возможностями техники, на которой будет печататься ваша книга. Где-то стоит ограничиться градациями серого вместо полноцвета, а где-то даже остановиться на линейной черно-белой графике без оттенков. Чтобы сориентироваться в этом вопросе, стоит заранее пообщаться с типографией.

Общение с типографией - тоже отдельный момент, выходящий за рамки доклада. По своему опыту скажу, что к любой типографии надо притираться, общаясь и проговаривая все сбои и глюки. С первого раза ничего не получится как надо - это нормально, это область, в которой спасает только опыт.

Итак, тексты собраны и сверстаны, макет готов к отправке. Встает сакраментальный вопрос: какой делать тираж.

Разумеется, универсальной формулы не существует. Но можно проанализировать и учесть несколько моментов.

Вот например, сколько людей уже знают эти тексты и этого автора? Возьмем поэта, у которого есть ЖЖ. Посмотрите на количество френдов и уменьшите его ровно в 10 раз. Можно потом округлить в большую сторону. Первая книга Полозковой была напечатана тысячным тиражом при 8000 френдов, стартовый тираж первой книги Шутника был 150 штук при тысяче с небольшим френдов. Обе они успешно разошлись и дали возможность делать допечатки.

Дополнительно стоит оценить количество перепостов и ссылок (это опять же виднее по стихам, с прозой сложнее). Выяснить, есть ли крупные форумы, на которых автора знают, есть ли сетевые конкурсы, в которых он участвует. Причем, простого участия мало, нужна определенная известность. Везде прикидывайте примерную аудиторию и делите на десять. Кстати, все эти ссылочки запоминайте, они пригодятся вам позже, когда изданную книгу надо будет рекламировать.

Допустим, у вас получилось триста штук. Мало, хочется больше. Но тут стоит оценить, насколько у вас хватит времени и сил заниматься распространением. Ведь книгу мало издать. Даже уже отпечатанный тираж во многом остается виртуальным, реальным его делает работающий механизм доведения до читателя: реклама, распространение. А этим всем надо заниматься, а оно требует времени и сил... Если готовы - увеличивайте тираж вдвое (не больше). Если нет - оставьте как есть. Нет ничего грустнее хорошей книги, ушедшей в копеечный слив.

А еще лучше - не завязывайтесь с тиражом, печатайте маленькими партиями. Хотя и их тоже надо как-то распространять...

7. А теперь мы несём к вам



Вернемся к стоимости метода печати Print-on-demand. Из чего в принципе складывается себестоимость книги?

1. Предпечатная подготовка. Составление, редактура и корректура текста, художественное оформление, верстка. В рассматриваемых масштабах малого издательства публикатор может подойти к вопросу двояко. Либо вложиться деньгами и заплатить каждому из участников этого этапа гонорар. Либо вложиться своей организационной квалификацией и найти тех профессионалов, которые разделят его заинтересованность в результате и согласны в свою очередь поработать на то, чтобы книга появилась и была сделана хорошо. Мой опыт показывает, что таких людей найти вполне реально, и что свою работу они выполняют гораздо качественнее, чем сторонние субподрядчики. Кроме того ни корректор, ни верстальщик не считают свою работу чисто технической. У них есть понятие "интересная задача", в противовес скучной ежедневной рутине.

2. Авторские отчисления. Это статья расходов, которую не вычеркнешь. Но есть разные схемы расчета с авторами, и некоторые из них способны устроить обе стороны.

Ну и остаются собственно затраты на типографское производство. Безусловно, цена экземпляра получается выше, чем при традиционном методе издания. Но с учетом того, что малый издатель вряд ли свяжется с книготорговыми сетями, а следовательно избежит трехсотпроцентной накрутки, финальная цена останется конкурентоспособной.

Здесь, зацепившись за ценообразование, самое время немного поговорить о распространении.

Итак, у вас на руках книга и надо с этим что-то делать. Подарки друзьям и поездки на конвенты я не беру, это и так понятно. Вопрос, что можно сделать сверх.

Большие магазины (что офлайновые, что сетевые) скорее всего с самиздатчиками разговаривать не будут. Они разговаривают с прайс-листами. Причем, прайс-листы должны быть толстыми, как правило - от ста наименований.

Самиздатчику приходится осваивать другие пути.

При наших несовершенных и непрофессиональных методах распространения, можно считать, что самиздатовская книга окажется либо у случайного читателя, либо у того, кто уже в курсе об этой книге. И, соответсвенно, возникают две задачи: во-первых, сделать так, чтобы в курсе оказалось как можно больше потенциальных читателей, и во-вторых, чтобы даже случайный читатель, наткнувшись на книжку, имел шансы за нее "зацепиться".

Со второй задачей проще, начну с неё.

Книга бывает "немая". Это когда в силу особенностей подачи книги, посторонний человек не имеет шанса попасть в число ее читателей. Сейчас поясню, о чем речь.

Почти любой самиздат изначально штука субкультурная и рассчитана в первую очередь на "своих". Но "в первую очередь" - не должно значить "только".

Обычно есть два способа сделать книгу пригодной исключительно для внутреннего употребления. Первый - "тусовочность" самого текста.

Вот предисловие к книге хорошего поэта, который на свою беду оказался ролевиком. Первая фраза - "Привет, народы!" В РИ-сообществе привычное обращение, не вопрос. Но что подумает случайный читатель? Что автор претендует на звание пастыря малых сих?

Причем, со стороны автора и издателя это не было сознательным ходом, просто в голову не пришло посмотреть свежим взглядом. Подсознательно предполагали, что читать это будут только лично знакомые с автором - и обрезали для внешнего читателя возможность приобщиться.

Или вот методический сборник игротехнического семинара. Стенограмма проектирования игры. Перечень участников: Иванов Б, Петрова М, Сидоров В... Все серьезно, в общем, почти академический подход. А потом в тексте: "...и тут выходит Дядя Вася...". Не вопрос, какой ролевик не знает Дядю Васю. Но ведь предполагалось-то, что книга рассчитана не только на завсегдатаев ролевых фестивалей. А вот, ни имя не вычистили, ни сноску с пояснением не поставили. В голову не пришло.

Такой тусовочности у нормальной книги быть не должно.

Второй момент - когда вся информация о книге ограничена именем автора и названием. Нет ни аннотации, ни выносок на обложку, ни каких-то еще синопсисов. Тоже срабатывает инерция: "Все знают". Мол, нафига аннотация, написано же, что автор - Лора Бочарова. Или Воха Васильев. Или Жанна Лохматова.

Это нормально, если вы собираетесь сделать книгу только для своих. Но если вам интересно, чтобы автор, так сказать, покинул резервацию и оказался в большом мире - не забывайте о читателе. Читатель имеет полное право и ничем не ограниченную возможность не быть в курсе заранее.

Аннотация. Цитаты. Выноски. Отзывы. Справка об авторе. Отсылки ко внешним контекстам. Дайте ему шанс.

На библиографическое сопровождение книги, к которому относится и аннотация, есть ГОСТы. Очень познавательное чтение, рекомендую.

Это действительно работает. Читатель, которому с помощью одного маленького абзаца-аннотации дали возможность соотнести книгу с чем-то знакомым, встроить ее в понятные координаты, с гораздо большим интересом продолжит знакомство с ней. Так что ярлык, маркировка, нужны обязательно.

Здесь нужно небольшое отступление. В последние годы изменилась структура информационного пространства. Раньше оно походило на пустыню с отдельными источниками (плюс Юлиан Семенов и Алла Пугачева которых знали все), вокруг которых неизбежно собиралась соответствующая аудитория. Люди сами собой сосредотачивались вокруг этих источников, образуя готовую целевую аудиторию. Было достаточно обеспечить книгами эти локации и 80% ваших читателей оказывались охвачены. Классический пример - сеть клубов любителей фантастики.

Сейчас не так, сейчас локации очень слабо выражены, все есть везде и ваш потенциальный читатель может обнаружиться в совершенно непредсказуемом месте и с совершенно отдельным багажом любимых имен. Любитель Иртеньева может не знать Лукина, а фанат Феликса Кривина - не ведать, скажем, о Борморе. Такому читателю тоже нужно дать возможность понять, что это его книга. Есть правила составления аннотаций, есть отработанные маркетологами методы позиционирования книги. Ни в коем случае нельзя забывать о внешнем читателе и делать книгу немой.

А вообще, цеплять случайных людей - это уже маркетинг, голая технология. Информации об этом море, можно не становясь специалистом, потратить немножко времени на чтение и поиск - и подобрать оптимально подходящий для конкретного случая вариант.

Но. Такие "прохожие мимо" читатели все же, как правило, единичны. Гораздо важнее сделать так, чтобы о книге заранее узнало (и заинтересовалось ей) максимальное число потенциальных читателей. Как доставить книгу на стол к каждому из них?

Безусловно не стоит думать, что проблемы логистики, с которыми не справились большие издательства, сможете решить вы. Но есть обходной маневр: один-два человека вполне в силах сделать так, чтобы книга активно существовала в информационном пространстве.

С print-on-demand (да и с малыми тиражами вообще) сам бог велел действовать в первую очередь в сети. Ведь ваша книга по сути начинает существовать в тот момент, когда вы заканчиваете макет. Она уже есть, пусть пока только виртуально. Она существует как возможность, а материальное воплощение обретает тогда, когда кто-то делает заказ.

Напомню, что в реальности все пока что не совсем так, все же печать пока идет не по одному экземпляру, а по 50-100-150, но принцип именно такой.

Итак. В первую очередь должна состояться шумная презентация, с рекламой на профильных ресурсах, подарками, живыми выступлениями, блек-джеком и шлюхами. Это мероприятие можно будет считать тем успешнее, чем больший "информационный выхлоп" оно даст. Отзывы и отчеты, фотографии и видео автора, читающего из вашей книжки - это тот материал, который можно начать продвигать в интернете. Разумеется, о присутствии фотографа и оператора должны позаботиться вы сами и заранее. Писать под разными никами полсотни восторженных отзывов я, заметьте, не призываю. Хотя вреда от этого скорее всего не будет.

А дальше - уходим в интернет.

У книги обязательно должна быть своя страница. Или даже свой сайт. Чем больше на интернет-странице вокруг книги ссылок на дополнительные материалы - тем лучше. Все, что только можно придумать, "подверстывается" к книге в ее виртуальном существовании. Аудио, видео, фото, отчеты с выступлений и конвентов...

...и файл с текстом книги. А еще он же - в официальных и пиратских библиотеках, как можно шире. Бумажную книгу все равно купит только тот, кто файлом не удовольствуется. Так что пусть будет, вряд ли мы с нашими масштабами потеряем на этом много покупателей. А вот обрести новых заинтересовавшихся вполне можем. И вообще, мы ведь помним, что книга больше, чем файл и не боимся. Есть еще отличный формат для сайта - флеш-программка, имитирующая страницы нашей книги с возможностью листания, даже со звуком, похожим на шелест бумаги. Туда загружается целиком макет книги, так что вы можете показать, насколько у вас стильное и со вкусом оформленное издание.

Нужно понимать, что сейчас есть глобальное перенасыщение контентом, дефицит читательского внимания. Просто вбросить информацию о книге - а вот есть такой Бобчинский - мало. Нужно понять, есть ли места, где конкретно "пасутся" люди, которым может быть интересна книга. Проще всего - с фантастикой и БДСМ-литературой, а уже со стихами - сложнее.

Есть уже упоминавшиеся выше рекомендательные сервисы. Такие как LiveLib или IMHOnet. Чем больше отзывов на вашу книгу на них будет, тем лучше: это место, где собирается ваша аудитория.

Конечно же стоит озаботиться статьями и рецензиями в немногочисленных профильных СМИ, таких как "Литафиша", "НГ-Экслибрис", "ПитерBOOK".

Что касается непосредственных продаж.

Во-первых это уже упоминавшиеся конвенты и книжные фестивали. Конвенты - самое простое, это как правило мероприятие тематическое и если ваша книга под эту тематику подходит, то как ее там продвигать вопрос сугубо технический. Книжные фестивали - штука как правило более аморфная (за счет массовости) и тут я рекомендую обратить внимание на появившиеся в последнее время небольшие фестивали вроде "Бу!феста". Стоимость участия в них небольшая, а поток посетителей, как правило, вполне серьезный.

Во-вторых - собственные интернет-продажи. Обязательно нужна форма заказа на сайте. С возможностью получить заказ разными способами - по почте, самовывозом, курьером. Люди разные и удобно им разное.

Почта России - страшная вещь, но и она поддается осознанию и приручению, у меня за последние пару лет из доброй полутысячи посылок не пропала ни одна, в том числе среди отправленных за рубеж. С самовывозом проще, это опция для тех покупателей, кто готов на неудобства. Это значит, что человек согласен подъехать за книгой сам - в то место, которое удобно издателю, хоть к нему домой, хоть на работу. А собственная курьерская служба в один ход делается из любого соседского мальчишки или знакомого студента - пусть он полностью заберет себе те 300 рублей за ходку, которые вы обозначили покупателю при заказе, но вовремя отнесет книгу по нужному адресу.

Помимо собственной страницы с заказом не лишне обратить внимание на всякого рода букинистические сайты со свободной публикацией объявлений. По сути это та же форма заказа, просто размещенная на стороннем ресурсе.

В принципе, в нашей стране еще не сложилась традиция заказа книг у издателя. Были подписные издания - и до революции, и в советское время, но их было не большинство. Средний читатель все же предпочитает зайти в супермаркет, предполагая, что там есть все. А что не представлено на полках, того как бы и не существует.

Безусловно, чтобы получить книгу, изданную тем способом, о котором мы говорим, нужно предпринять усилия чуть большие, чем просто зайти в первый попавшийся книжный и купить ее там. И, на мой взгляд, это тоже плюс: своеобразный тест на степень интереса, ценз на право владения такой книгой.

Возвращаемся к распространению. Кроме книжных супермаркетов бывают небольшие магазины, точнее, книжные лавки. На примере Москвы это - "Гиперион", "Додо" (все три филиала), "Фаланстер", "ОГИ", "Билингва", "Чай и книги"... В Питере - "Жук", "Книги и кофе", в Одессе - "Антресоль"... Это не гиганты, они нормально общаются с отдельными людьми и берут книги на реализацию от одного наименования. Но тут не надо ждать, что вы оставите книгу на прилавке и она сама собой начнет продаваться. Не начнет. Магазины - это во многом точки самовывоза, где книгу не находят случайно, а берут уже зная, что это. То есть, потенциальный покупатель, приходя в магазин уже должен быть осведомлен о существовании и привлекательности для себя вашей книги.

Надо сказать, что в большие магазины тоже вполне можно сунуться. Просто в составе большого прайс-листа и при наличии юридического лица. Но тема объединения малых издателей в ассоциацию выходит за рамки этой статьи.


8. Партизаны подпольной луны



Кстати, вопрос взаимоотношений с государством - вопрос отдельный. Если вы издаете уже пятую книгу тиражом больше 50 штук, возможно вам стоит об этом подумать. Хотя мой опыт говорит, что нет. Наше государство не понимает нефинансовых мотиваций, и зарегистрировав юрлицо вы автоматически оказываетесь должны ему денег. По умолчанию - небольших, но как правило для бюджета малого издателя существенных. Регистрация дает возможность при необходимости взаимодействовать с чиновниками, участвовать в тендерах, засылать прайс-лист товароведам крупных магазинов... И, пожалуй, все. Польза, на мой взгляд, сомнительная. Скажем, в тех же магазинах важно еще и количество позиций в прайслисте. А среди малых издателей мало кто (вне зависимости от степени официальности) имеет приличное с магазинной точки зрения количество наименований. Книжные же лавки спокойно работают и с частными лицами.

Мне кажется, что в нашей ситуации малому издателю с государством стоит взаимодействовать как можно меньше. Существовать "в порах общества" вполне комфортно, пока масштаб деятельности не возрастет настолько, что регистрация станет очевидно необходима. К слову, почти вся информация в этом докладе рассчитана на отсутствие юрлица.

В один прекрасный момент вы вполне возможно озадачитесь вопросом нужен ли вам ISBN. ISBN - это уникальный номер книги в общепринятой международной классификации. Он содержит в себе индекс типа печатной продукции, идентификатор издательства и собственно номер книги. В СССР этого не было, все советские издания успешно обходились внутренним так называемым библиотечным классификатором. Сейчас у нас использование ISBN контролирует Российская регистрационная палата, она выдает эти номера (издательствам - сразу пачками, но и частному лицу можно купить парочку) и следит за тем, чтобы каждая получившая номер книга была представлена в основных российских библиотеках и фондах.

То есть в частном случае вы покупаете ISBN, издаете свою книгу и в обязательном порядке привозите 16 экземпляров в Палату. Оттуда их развозят по библиотекам.

Однако, в нашей российской реальности за этим никто не следит, а привезенные ответственными издателями книги целыми контейнерами вывозят на свалки - это дешевле, чем развозить их по стране.

Правда, вы можете заняться этим сами. Разослать означенные 16 экземпляров по центральным библиотекам и хранилищам страны. И тогда да, ISBN вам понадобится.

Считается, что без ISBN ваша книга юридически как бы не совсем книга. С точки зрения государства она невзирая ни на какой твердый переплет, мелованную бумагу и тысячный тираж - листовка, распечатка, но не книга. При этом ссылаться на нее в научных работах вполне можно, как ссылаются на рукописи, и в библиографии включать можно, как включают доперестроечные издания.

Поскольку разумного малого издателя в среднем очень мало колеблет государство, то ISBN для него - чистый понт. Нужен ли он вам - решайте сами. Я когда начал издавать твердый переплет - начал ставить и ISBN.

В юридической же плоскости возникает и вопрос о том, как регламентировать взаимоотношения с авторами. На мой взгляд ситуация тут однозначная. У автора не должно быть перед малым издателем никаких обязательств. Потому что как только автор получает нормальное предложение о публикации того же текста в крупном издательстве, публикатор-самиздатчик тут же оказывается неконкурентоспособен: ни по финансовым отчислениям (если они вообще есть), ни по тиражам.

Другое дело, что самиздатчик тоже отчасти независим. С одной стороны его тиражи вряд ли вызовут у крупного издательства что-то кроме здорового смеха, а с другой стороны, если самиздатчик подготовил книгу качественно, то большой тираж в крупном издательстве имеет шансы никак не повлиять на его продажи: они просто окажутся ориентированы на разные части аудитории. Массовый тираж - для одноразового чтения, а малый - для ценителей и коллекционеров. Хотя конечно, сочтет ли большое издательство самиздатчика конкурентом - каждый раз вопрос открытый.

Соответственно, нет смысла заключать какой-либо серьезный авторский договор. Во-первых, для этого опять же, нужно юрлицо, во-вторых, рядом с тем бардаком, который творится сейчас с правами в больших издательствах, вы в любом случае будете невинней агнца.

Но возможно есть смысл составить небольшой документ, который разъяснит автору особенности малого издательства. Он может быть нужен чисто для информирования и не иметь никакого юридического значения, зато автор будет лучше понимать, во что именно он ввязывается.

По свидетельству юристов такой прямой неофициальный договор может пригодится в случае возникновения проблем с РАО. Но особенности российской правоохраны это тоже отдельный и грустный разговор.


9. Мощный финал



Если теперь задуматься о том, зачем сейчас нужен самиздат, в чем и как он продолжает старые традиции, то важных моментов обнаруживается несколько. Во-первых самиздат - это по-прежнему альтернатива. Если полвека назад он создавал альтернативу идеологии, то сейчас это альтернатива рынку. Малые издательства делают книги, коммерческий потенциал которых неясен или требует дополнительной работы. К примеру, у больших издательств сейчас в принципе нет инфраструктуры для поэзии. Если бы не малые издательства, количество издаваемых современных поэтов сейчас исчислялось бы едва ли десятком.

Во-вторых, технология "принт-он-деманд" идеально подходит для воплощения принципа "длинного хвоста" - когда 10 процентов книг-бестселлеров обеспечивают быстрый оборот, а остальные 90% продаются постепенно, требуют времени на реализацию, но дают больше половины общего оборота рынка. Сейчас многие эксперты отмечают общемировую тенденцию "утолщения" "длинного хвоста". Продажи в секторе "бестселлеров" (то есть книг, ориентированных буквально на каждого) понемногу снижаются, зато зато продажи "нишевых" книг (каждая из которых рассчитана на небольшую ограниченную аудиторию), растут - тихонько, но в сумме вполне заметно. Интересующихся отсылаю к книге Криса Андерсона "Длинный хвост", а сам отмечу лишь, что самиздат, в силу генетических причин гораздо лучше предназначен для работы с нишевыми аудиториями. При "печати под заказ" ни проблема складирования, ни проблема времени на реализацию вообще не существовуют. Книгу не нужно хранить продавцу и всегда можно получить покупателю.

И снова - как и 20 лет назад - это обкатка технологии: конкуренция с электронными изданиями, авторегулирование тиражей, нишевые рынки, точечная логистика, индивидуальное информационное сопровождение каждого наименования...

Именно самиздат сейчас уже живет на той территории, на которой в ближайшем будущем имеет шансы оказаться всё художественное книгоиздание в целом.

Напоминаю, что речь в этой статье шла о самиздате, то есть о небольшом ассортименте некоммерческих изданий, выпущенных малым тиражом.


C уважением,
Лин Лобарёв,
крайне малый издатель.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments