linlobariov (linlobariov) wrote,
linlobariov
linlobariov

О Москве. Из сегодняшних "Известий" - полный вариант.

Директор Национального градостроительного института Александр КРИВОВ:

"Москва и доступное жилье — две вещи несовместные"


известия: Можно ли решить проблему доступного жилья за счет снижения себестоимости строительства?

Кривов: Не думаю, что в Москве можно серьезно говорить о снижении себестоимости. Даже по официальным данным квадратный метр обходится строителям в 17 тысяч рублей, то есть примерно в 600 долларов. И есть все возможности для сохранения такой высокой цены. Московский строительный рынок жестко регулируется изнутри, то есть его субъектами. Попытки государства вмешаться в ситуацию ни к чему не приведут. Есть и объективные факторы дороговизны московского жилья. Это и дефицит мест для застройки, и градостроительная ситуация в целом.

известия: Вы имеете в виду замкнутость Москвы?

Кривов: Да. Она отделена от области незримым, но очень высоким забором. Два разных субъекта федерации, как две разные страны: со своими бизнес-элитами, относительно независимыми администрациями, законами. Сегодня нарушено основное правило: свободное развитие города в пространстве. В некотором смысле Москва — средневековый город, запертый внутри стен. Отсюда — бум высотного строительства. При этом такие дома существенно дороже в строительстве и эксплуатации.

известия: Санкт-Петербург как самостоятельный субъект федерации находится в том же положении?

Кривов: Не совсем. У Петербурга гораздо больше территория, много свободных земель. И лучше отношения с областной администрацией. Кстати, Ленинградская область сейчас предпринимает действия, которые могут в принципе изменить подходы к застройке. Там в районе южного полукольца будет возведен большой жилой район коттеджного типа, а ближе к Петербургу разместится офисная застройка. Рядом аэропорт, резиденция президента, новые корпуса ЛГУ и известные всему миру культурные ценности. Это типичная европейская застройка. Особняки площадью до 200 метров из легких материалов с локальными инженерными системами, с участками 5—6 соток, разумеется, без огородов. Их продажная цена, включая землю, не превысит 500 долларов за метр. И жители северной столицы с невысокими доходами с удовольствием поедут в такое жилье. Это будет цивилизованное решение проблемы доступного жилья.

известия: А под Москвой такой проект возможен?

Кривов: Возможен. В частности, администрация Ногинского района проявляла интерес к этой идее, но туда очень тяжелый выезд по Горьковскому шоссе.

известия: А куда легкий?

Кривов: Да уж... Но это системная проблема. Градостроительная мысль сегодня стоит на месте. При советской власти строили из расчета 50 машино-мест на 1000 человек. Сейчас в Москве уже 300 машин на 1000 человек, но эта пропорция учитывается лишь некоторыми застройщиками дорогого жилья. Развитие же дорожной инфраструктуры вообще не коррелирует с этой статистикой.

известия: Значит, еще чуть-чуть и Москва встанет?

Кривов: Не встанет. Что-нибудь придумают. Ограничат въезд, ужесточат штрафы и т.п.

известия: На фоне этих жутковатых картин проблема рынка доступного жилья выглядит несущественной.

Кривов: Поймите, Москва и доступное жилье — две вещи несовместные. Если вы живете в разваливающемся доме, а новая квартира не по карману, уезжайте в Подмосковье. Там дешевле. И это не дискриминация по имущественному признаку, а вполне нормальное явление. Скажите, может ли идти речь о строительстве доступного жилья, допустим, в Париже? Разумеется, нет. Его окружает большой район Иль-де-Франс. Париж — историческая ценность, непригодная для решения социальных проблем. Дешевые "доступные" дома строятся в Иль-де-Франс. Где живут по сути парижане. С Москвой нужно поступить точно так же.
Tags: Москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments